Глава 2
Так, например, наиболее радикальная социалистическая критика направлена на вскрытие социального смысла благотворительности и имеет социологический характер. Она предостерегает от заблуждения, что посредством развития благотворительности можно покончить с больными вопросами общественной жизни. Утилитаристская критика велась в политико-экономическом контексте. Она соотносит не только цели и средства благотворительности, но и социальные последствия, и ставит вопрос о справедливости благотворительности. Фельетоническая критика связана с острым вопросом - как активизировать благотворительность. И, наконец, этическая критика показывает, что благотворительная деятельность и сегодня остается источником серьезных проблем уже не только социального, но и психологического, и нравственного по рядка, поэтому благотворительность и деятельность благотворительных фондов в современном мире нуждаются в специальном изучении.
Филантропия - это не повышенная в масштабах милостыня, а один из механизмов, обеспечивающих стабильность развитого гражданского общества, - главная идея другой статьи Р. Г. Апресяна «Филантропия: милостыня или социальная инженерия?». Автор на примере трансформации деятельности частных (в том числе общественных) фондов США в XX веке показывает, как под филантропией начинают понимать общественную деятельность, содержание которой не только в материальных жертвованиях, но и в пожертвовании личного времени, добровольных и безвозмездных профессиональных и личностных усилиях, направленных на общественное благо. Между тем, «в российском общественном мнении благотворительность, как правило, понимается как усовершенствованная и поставленная на поток раздача материальных благ. Необходимо усилие для того, чтобы увидеть благотворительность в бесплатном предоставлении услуг, передаче знаний и умений» [9].